Курбанова
Маина Шерифовна
МБДОУ
«Детский сад № 26 «Родничок»»
«Я - воспитатель»
Профессия воспитатель – призвание или судьба ?...
Сказать, что я мечтала об этой профессии с детства, я не
могу. Но так случилось. И вот уже 3 года я работаю
воспитателем. Труд воспитателя – воспитание детей
– процесс непрерывный и сложный. Мы всегда учимся на чужом примере. И
поэтому воспитатель всегда находится под прицелом многих
детских глаз, а также оценочных взглядов их родителей.
Поэтому воспитатель всегда должен быть интеллигентным, активным, находчивым,
веселым и, обязательно творческим человеком, а так же лидером по характеру. Для
современного воспитателя обязательным является постоянное
самосовершенствование, повышение уровня своих знаний, а как по-другому, если в
нынешнем мире новшества появляются ежеминутно. Ведь нужно смотреть
на мир глазами современного ребенка. А дети XXI века живут
в условиях повсеместного интернета и поэтому главная задача современного
воспитателя заинтересовать детей в реальном мире, научить их любить мир,
свою страну, свой дом, своих друзей и все, что нас окружает.
Я часто задумываюсь над тем, кем станут мои воспитанники, когда
вырастут, как примет их современная жизнь. У меня есть огромное желание
многое им дать, многому научить, чтобы они стали хорошими, умными,
талантливыми, успешными, жизнерадостными личностями. Конечно, здесь не обойтись
без строгости, (в первую очередь к самому себе), но главное детей надо любить.
Любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и
любить их как собственных, без компромиссов и условий. Любить и
понимать их не только разумом, но и душой, открыть им свое сердце,
воспитателя и детей должна связывать невидимая нить любви, радости,
уважения, взаимопонимания и доверия. И тогда они впустят нас в свой веселый,
полный неожиданностей мир - мир детства.
Мир детства намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого.
И задача воспитателя - не разрушить эту детскую непосредственность видения
мира, а влиться в нее. Воспитатель должен разговаривать с
детьми на одном языке, понимать их и принимать такими, какие они есть:
активные, непредсказуемые, наивные, жизнерадостные, вредные и озорные, но ведь
на, то они и дети.
Общаясь с детьми, мы многому их учим. Но какими превосходными учителями
являются они сами! Учат нас радоваться каждому дню, смотреть на мир и
восхищаться всему, что видишь. Ведь если глубоко покопаться в своей душе, то мы
все еще дети, готовые удивляться, верить в чудо и радоваться каждому новому
дню! И всем этим мы обязаны детям!
Бывают моменты, что возникает желание все бросить и уйти. Но наступает
утро. И какая-то непонятная, волшебная сила зовет меня к моим маленьким,
шумным, любознательным человечкам. Эти маленькие проказники устраивают тебе
каждый день, каждый час, каждую минуту экзамен на прочность. И это надо
выдержать. Выдержать для себя, для них,
·
Ведь дети – это будущие взрослые. Это те, кто
будут потом нам продавать хлеб в магазине, водить автобус, в котором мы
будем ездить. Это почтальоны, которые будут приносить нам пенсию. Это учителя,
у которых будут учиться наши внуки, врачи, которые будут нас лечить. Это все те
люди, которые будут нас окружать в будущем. И от нас, от нашей работы зависит наше будущее, будущее самих
детей, будущее нашей страны. И поэтому так важно воспитать добрых, умных и
отзывчивых к чужой беде, людей. Как говорил Иммануил Кант «Дети
должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния
рода человеческого».
Инфоурок:https://infourok.ru/user/kurbanova-maina-sherifovna1
Курбанова Маина Щерифовнвна
МБДОУ «Детский сад № 26 «Родничок»
«Патриотическое
воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
Всем нам хочется заглянуть в будущее,
чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми, чтобы они,
выросли настоящими патриотами своей Родины.
При
этом мы знаем, что воспитание чувства
патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что
в основе этого лежит развитие
нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не
превратились в пустой звук, очень важно,
чтоб у ребенка возник емкий образ Родины.
Актуальность.
Подрастающее поколение растет и формируется
под массивным воздействием чуждых нашей
самобытности культуре и традициях. В
связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей
дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Об актуальности патриотического воспитания
в современных условиях говорил и В.В.Путин. «Вопрос о патриотическом воспитании
– это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых
мы можем и должны строить нашу жизнь,
воспитывать детей».
На государственном уровне были приняты ряд
программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы (2011-2015 годы, 2016-2020 годы)».
С 1 января 2014 года вступил в силу
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»,
который направлен на достижение следующих задач: объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
В связи с этим, в условиях внедрения ФГОС
дошкольного образования - приобщение детей к истории своей Родины, к культуре и
традициям своего народа рассматривается в качестве основного критерия развития
ребенка.
Научность.
Проблема воспитания любви к родному краю
неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. Многие педагоги
(Ушинский К.Д., Лихачев Б.Т., Запорожец А.В., Логинова В.И. и другие подчеркивали, что без любви к Родине и
уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота
своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства и
положительных качеств личности. «Детство
- каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде
всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия», писал В.А.
Сухомлинский.
Осознание значимости проблемы
патриотического воспитания и побудило меня
к углубленной работе над этой темой. Учитывая, что
гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев
воспитательной работы, передо мной встала проблема создания такой
воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых
чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и
гордости за свою Родину.
Инновацинность опыта.
Инновационность или новизна опыта
заключается в том, что воспитание патриотических чувств через ознакомление с
историей и культурой идет комплексно по всем пяти образовательным областям
(«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Методологическая
основа опыта.
Процесс воспитания чувства патриотизма у
дошкольников сложный и длительный. Поэтому я поставила перед собой цель — формировать чувство патриотизма
через знакомство с историей своей страны, культурой своего народа.
Для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
- воспитание любви к семье, дому, детскому саду, городу, области,
стране в целом;
- формирование бережного отношения к истории;
- формирование понимания культурных традиций;
- воспитание гордости за спортивные и культурные успехи
представителей своего народа;
- воспитание уважения к национальным особенностям своего народа;
- формирование толерантного отношения к другим людям;
- формирование нетерпимости к проявлениям социальных пороков.
На мой взгляд, очень важна работа с детьми по данной
теме в том плане, что она несет
познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную и природоохранную функции. Для выполнения задач
я разработала план, включая основные
формы работы: непосредственно образовательная деятельность (НОД);
совместная деятельность педагога и воспитанника в режимных моментах; праздники
и развлечения; экскурсии и целевые прогулки; выставки декоративно-прикладного
искусства; музейная деятельность;
игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры);
мультимедиа презентации.
При этом использовала такие методы как:
- чтение и рассказ воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её
истории;
- естественные и виртуальные наблюдения за
изменениями в облике родного края (города, села);
- наблюдения за трудом людей в детском саду
и в городе, селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн России,
Республики, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений
(пословицы, поговорки, игры, сказки, песни, потешки, заклички русского и дагестанских
народов);
- ознакомление с русским, дагестанским ммдекоративно
– прикладным искусством;
- знакомство с творчеством поэтов,
художников, композиторов;
- личный пример воспитателей и родителей.
В ходе такой работы дети испытывали
огромный интерес к теме, с удовольствием слушали познавательные рассказы о
прошлом и настоящем нашей огромной Родине-России, а также о ее малой части -
нашей Республике и родном селе.
Решить поставленные задачи, в полном
объеме помогает сотрудничество с
социальными партнерами (посещение библиотеки, встреча с интересными
людьми, участие в конкурсах, экскурсии и др.)
В работе по ознакомлению с традициями и
культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и
хранительницы национальных традиций. Ведь у каждой семьи своя собственная история, но она
тесно переплетается с историей всей страны. Поэтому с родителями провожу беседы, конкурсы,
совместные праздники. В тесном сотрудничестве с родительским сообществом в
группе оформлен центр патриотического
воспитания.
Над темой патриотического воспитания я
работаю второй год, думаю, что ее
продолжу и дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на
будущее.
Практическая значимость.
Завтрашний день России зависит от того,
насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по
внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном
сохранении лучших национальных традиций.
Концептуальные основы
патриотически-ориентированного образования призваны сыграть роль по разработке
и внедрению в своем образовательно-воспитательном пространстве системы
становления человека культуры, гражданина и патриота — представителя поколения
ХХI века.
Результативность опыта
Благодаря целенаправленной работе у детей
отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств
личности. Они стали добрее, внимательнее, терпимее. У воспитанников развился
познавательный интерес к изучению своей страны; обогатился опыт о Родине;
появилось чувство любви к родной стране,
чувство уважения к другим народам, их культуре и традициям. У детей сформировались начала социальной активности:
они участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с
событиями военных лет и подвигами соотечественников, горожан, стремятся
выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Знают природные
богатства, заботятся об окружающей природе, о благополучии и защите своей
страны.
Вывод.
Опыт работы показывает, что мы можем
вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего
Отечества, создавая для
этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными
особенностями своей Родины, в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и общественности.
Надеюсь, что, проводимая мной работа не
окажется бесполезной, и мои воспитанники
в будущем станут патриотами своей великой страны, а накопленный мною
опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста
по патриотическому воспитанию.